Инфраструктурный оператор связи. Глава «Ростелекома» считает необходимым создание единого инфраструктурного оператора . Единая жалобная книга

Минкомсвязи поддерживает идею единого оператора для создания 5G. Об этом пишет «Интерфакс» со ссылкой на замминистра Олега Иванова. Необходимость единого оператора чиновник объяснил нехваткой частот в низком диапазоне (до 6 ГГц). Предварительные исследования показывают, что «с частотами у нас проблема», а для того, чтобы почувствовать все преимущества 5G, нужна ширина полосы от 200 МГц, передает «Интерфакс» слова Иванова.

По словам Иванова, министерство накануне приняло концепцию развития 5G в России, которая показала экономические и технологические преимущества инфраструктурного оператора. Однако чиновники уверены, что таким оператором не может быть одна компания. «Это должен быть какой-то консорциум, как мы это видим», – уточнил он. Иванов пообещал собрать российских операторов для обсуждения вопроса, но пригрозил, что если участники отрасли не договорятся, «то могут появиться другие игроки».

В мае PwC оценивала возможные сценарии развития 5G в России: сценарий создания единого оператора 5G может потребовать 330–365 млрд руб. Самостоятельное развитие 5G операторами может вылиться в затраты, не превышающие 610 млрд руб.

В середине ноября «Коммерсантъ» писал о переговорах по созданию консорциума для строительства инфраструктуры для 5G. По данным издания, в него могут войти «Ростелеком », «Ростех» и «Мегафон ». «Мегафон » и «Ростелеком » еще осенью 2017 г. начали сотрудничать в области развития сетей стандарта 5G. «Мегафон » получил от Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ) разрешение тестировать сети 5G в диапазонах 3400–3800 МГц и 24,25–29,5 ГГц во всех 11 городах, принимавших чемпионат мира по футболу. «Ростелеком » получил для опытов частоты в диапазоне 3,4–3,8 ГГц в некоторых городах и регионах России. До конца III квартала операторы должны были отправить ГКРЧ результаты своих испытаний.

«T2 РТК холдинг» (бренд Tele2) считает целесообразным создание единого инфраструктурного оператора для строительства сетей 5G, поскольку это позволит сотовым компаниям оптимизировать расходы, рассказывает представитель оператора Ольга Галушина. С учетом того, что цены на мобильную связь в России одни из самых низких в мире и услуга 5G вряд ли сразу станет массовой, имеет смысл экономить издержки и строить единую сеть на несколько операторов, считает она.

Создание инфраструктурного оператора не решит проблему нехватки частотного ресурса, говорит представитель МТС Алексей Меркутов. Решающим в запуске первых коммерческих сетей 5G является распределение частот на прозрачной основе и за адекватные деньги, считает он. А монополизация чревата не только технологическим отставанием и ростом стоимости услуг, но и угрожает отказоустойчивости, полагает Меркутов. Создание единого инфраструктурного оператора 5G вместо нескольких конкурирующих игроков лишает возможности физического дублирования сетей, предупреждает он.

Вице-президент по стратегии «Вымпелкома» (работает под брендом «Билайн ») Александр Поповский считает развертывание 5G через консорциум операторов более перспективным, если будут обеспечены условия для конкуренции и не пострадает надежность функционирования сети. Это обеспечивается обязательным уровнем резервирования, подчеркивает он. Но важнее дефицит частот под сети нового поколения – для передачи растущего трафика на российском рынке в совокупности необходимо не менее 600 Мгц спектра, а диапазона 3.4–3.8 ГГц, где разворачивать сети 5G наиболее экономически оправдано, в России как раз не хватает. И продолжать высвобождение частот в этом спектре – задача государственной важности, уверен Поповский.

«Ростелеком » остается сторонником модели единого инфраструктурного оператора, говорит представитель оператора Валерий Костарев. Это удешевит, а главное – ускорит развертывание сетей пятого поколения и решит проблему дефицита радиочастотного ресурса, считает он. Минкомсвязи представило операторам концепцию развитию 5G, компании взяли время для анализа документа, добавил он.

Представитель «Мегафона» отказался от комментариев.

Стандарт 5G позволяет передавать данные на скоростях свыше 10 Гбит/с. Его отличает необходимость установки базовых станций на более близком расстоянии по сравнению с нынешними стандартами – это увеличивает затраты. Технология позволит ускорить развитие интернета вещей за счет подключения к сети сотен тысяч датчиков и различных автоматических устройств, например автомобилей.

В конце октября Иванов предлагал изменить процедуру выдачи частот операторами при строительстве сетей поколения 5G. По его задумке юридические лица должны подавать в ГКРЧ заявки на выделение частот для покрытия локальных объектов (в Москве это могут быть, например, «Сити» или «Сколково»), а не на территории всей страны или отдельного региона. Частот для 5G на всю Россию нет, а глобальное покрытие регионов 5G потребует от операторов огромных капитальных затрат, объяснял он свое предложение.

Важнейшим элементом стратегии МТС продолжает оставаться развитие телекоммуникационной инфраструктуры. Без него невозможно ни развитие бизнеса Компании, ни выполнение ею своих социальных обязательств.

Охват сети ведущими мобильными операторами в России в целом продолжает оставаться сопоставимым. Все чаще на принятие решения абонентом по выбору телекоммуникационной компании влияет качество оказываемых услуг, скорость передачи данных, широта покрытия и ценовой уровень услуг, поэтому развитие высокоскоростных сетей беспроводной передачи данных, а также соответствующей магистральной инфраструктуры является для нас ключевой задачей на ближайшие годы.

Основные направления реализации стратегии развития инфраструктуры в 2015 году:

  • ускоренное строительство базовых станций 3G для обеспечения большего покрытия и емкости сети,
  • повышение качества существующих сетей GSM и UMTS,
  • развертывание сети LTE,
  • развитие транспортной сети по обеспечению требуемых скоростей передачи для мобильного широкополосного доступа и фиксированного бизнеса.

Планы на 2016 год:

  • запуск Voice over LTE,
  • распространение SON,
  • повышение эффективности инвестиций.

Расширение и модернизация инфраструктуры мобильной связи

Как и в предыдущие годы МТС проводит расширение инфраструктуры мобильной связи и продолжает строить базовые станции в соответствии с адресным планом. Мы стремимся максимально расширить зону покрытия мобильной связи в странах и регионах присутствия МТС с учетом потребностей наших клиентов и подходим комплексно к развитию сетей передачи данных: активно развивая сети 4G, мы продолжаем инвестировать средства в развитие инфраструктуры сетей третьего поколения.

Сети второго и третьего поколений покрывают 98% населенной территории России. Самой северной точкой на карте страны, где работает сеть МТС, является поселок Белушья Губа на Новой Земле, восточной - поселок Лаврентия на Чукотке, западной - город Балтийск Калининградской области, южной - село Микрах в Дагестане.

Как и в предыдущие периоды в 2015 году мы продолжили модернизацию сетей 2G и 3G по всей стране.

Развитие сетей LTE (4G)

Совместная эксплуатация сетей LTE

В декабре 2015 года ПАО «МТС» и ПАО «ВымпелКом» подписали дополнительное соглашение к действующему договору об оказании комплексных услуг в области планирования, совместного развития и эксплуатации сетей связи стандарта LTE от 2014 года и приступили к объединению принадлежащих операторам полос частот шириной по 10 МГц в 20 субъектах России: Вологодской, Калининградской, Калужской, Мурманской, Нижегородской, Омской, Оренбургской, Орловской, Псковской, Сахалинской, Тульской, Ярославской областях, Республиках Алтай, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Мордовия, Ингушетия, Чувашия, Чеченской Республике и Хабаровском крае.

Масштабное партнерство по совместному развертыванию и эксплуатации сетей LTE в 36 регионах России предполагает, что в 2014–2016 годах МТС построит совместно эксплуатируемые сети в 19, а «ВымпелКом» - в 17 регионах страны.

Соглашение рассчитано на семь лет, в течение которых операторы будут предоставлять друг другу базовые станции, площадки, их инфраструктуру и ресурсы транспортной сети в этих регионах. При этом оба оператора могут самостоятельного строить сети для развития индивидуального покрытия LTE. Сотрудничество создаст уникальный для России прецедент по совместному использованию активной сетевой инфраструктуры, что позволит обеспечить высокоскоростным мобильным Интернетом не только крупные города, но и небольшие населенные пункты.

Продолжающееся развитие мобильного Интернета приобретает все большее значение для рынка мобильной связи в России и странах СНГ. И если основой для качественного роста уровня потребления услуг мобильной передачи данных является развитие сети 3G, то главная роль в развитии цифровых сервисов отводится технологии LTE, которая позволяет предоставлять даже самым требовательным клиентам сервис на качественно новом уровне.

Сеть LTE позволяет комфортно смотреть потоковое видео высокого разрешения, удаленно работать с «тяжелыми» файлами, принимать участие в вебинарах и видеоконференциях, требующих высоких скоростей и безупречного качества соединения и многое другое. Переход на 4G позволяет увеличить скорость беспроводной передачи данных до 1 Гбит/с в условиях стационарного применения и до 100 Мбит/с в условиях обмена данными с мобильными устройствами доступа.

В 2015 году МТС продолжила развитие сети LTE, по состоянию на конец года она запущена во всех 83 регионах России. Сеть LTE строится в диапазонах 800, 1800 и 2600 МГц. Приоритет отдан LTE 1800 (56% от общего количества новых базовых станций LTE). Агрегация нескольких диапазонов позволяет увеличить скорость мобильного интернета, а также оптимизировать работу сети, обеспечив сочетание широкого покрытия с высокой емкостью.

Для развития LTE 1800 выполняется рефарминг 1 частот из 2G в LTE (ширина полосы рефарминга изменяется от региона к региону от 5 до 15 МГц). При этом голос из 2G переводится в 3G, а трафик из 3G переводится в LTE.

Постепенно внедряется агрегация в LTE (LTE 1800+2600) для достижения больших скоростей для пользователей. Внедрение на 2901БС реализовано в 18 регионах.

МТС активно расширяет емкость сетей LTE и 3G, уделяя повышенное внимание местам большого скопления людей. Кроме того, для улучшения качества связи в хот-спотах (пробках на дорогах, торговых центрах и т.п.) Компания запустила проект по развертыванию сети малых сот (small cell) на улицах и комплексных indoor-решений внутри зданий. Такие решения МТС использует наряду со строительством стандартных базовых станций для улучшения качества покрытия и обеспечения премиального уровня сервиса. Мы удвоили емкость сети LTE на основных вокзалах Москвы, в начале года заметно увеличили indoor- и outdoor-покрытие в аэропортах. В результате емкость сети на ключевых транспортных объектах выросла почти вдвое, скорость - на треть.

1 Рефарминг частот - процедура замены используемой радиотехнологии на выделенных оператору связи радиочастотах.

Искусственный разум SON

Сокращение расшифровывается как Self-Organized/Optimized Network, в переводе на русский - «самоорганизующиеся/самооптимизирующиеся сети». Это умные сети, способные самостоятельно оценить качество функционирования каждого своего элемента и настроить свою работу оптимальным образом. SON состоит из нескольких модулей: один отвечает за оптимизацию соседних сот, второй - за оптимизацию покрытия, третий - за оптимизацию параметров, четвертый - за динамическое распределение нагрузки, пятый - за автоматическое восстановление системы. Внедрение этих модулей позволяет отказаться от эпизодической ручной подстройки сети силами инженеров в пользу ее регулярной автоматической оптимизации. Искусственный разум SON готов одновременно справляться с целой серией важных задач - интеллектуально изменять параметры сети, эффективно управлять ее емкостью и покрытием, подстраивать ее поведение под меняющиеся потребности того или иного участка, а главное - адаптировать сеть к часам наибольшей нагрузки, массовым мероприятиям и мигрирующему трафику.

В феврале 2014 года SON была протестирована в процессе поддержки качества работы сети в Сочи во время зимних Олимпийских игр. С сентября 2015 года технология SON внедрена в Москве и ближайшем Подмосковье. Внедрение SON позволяет улучшить качество не только голосовой связи, но и скоростной передачи данных. С запуском самооптимизирующихся сетей мобильный Интернет становится быстрее и стабильнее даже в местах большого скопления пользователей и в часы максимальной нагрузки.


Фиксированный ШПД и кабельное телевидение

МТС входит в число крупнейших российских компаний, предоставляющих услуги широкополосного доступа в Интернет (ШПД) и кабельного телевидения. МТС продолжает планомерно следовать стратегии улучшении качества своих фиксированных продуктов, модернизируя сети, запуская цифровые и интерактивные услуги ТВ, расширяя пропускные способности магистральных каналов для роста скоростей у абонентов.

Спутниковое ТВ

В 2015 году МТС представила новый продукт - интерактивное спутниковое ТВ, позволяющее не только смотреть HD-каналы, но и выходить в интернет с помощью LTE/3G или фиксированной сети, а также пользоваться уникальными сервисами, основанными на конвергенции спутниковой, мобильной и фиксированной связи.

МТС предлагает к просмотру 130 уникальных телевизионных каналов, 30 из них в HD-качестве. Возможно подключение как «традиционного» спутникового ТВ, так и гибридного интерактивного телевидения с встроенным интернет-каналом.

По состоянию на конец 2015 года абонентская база фиксированного бизнеса МТС составила около 8,9 млн пользователей. В отчетном году было построено более 10 тыс. км сетей фиксированного доступа и проведена модернизация для более чем 145 тыс. домохозяйств с целью повышения качества каналов связи.

В 2015 году МТС значительно повысила привлекательность Базового пакета цифрового ТВ, реализовав с 1 июля новое пакетирование каналов. Предложение каналов в Базовом пакете выросло более чем на 40% (в среднем с 90 до 130), количество HD каналов в Базовом пакете выросло почти в 3 раза (с 9 до 26). Это самый большой на региональных рынках Базовый пакет, который также вошел во все пакетные предложения с ШПД и телефонией.

Снятие блокировок и расширение емкости сетей ШПД позволило изменить услугу, увеличив среднюю скорость потребления у действующих абонентов ШПД до 2-х раз с 18 до 36 Мбит/с, а на новых подключениях с 52 до 58 Мбит/с.

Подробная информация по развитию фиксированного ШПД и кабельного телевидения представлена в Годовом отчете за 2015 год в разделе «Обзор бизнеса / Фиксированная связь» .

Технология GPON

В 2015 году в Москве завершено строительство сети GPON, позволяющей предоставлять услуги цифровой телефонной связи, цифрового ТВ и широкополосного доступа в Интернет на скорости до 1 Гбит/с. Ёмкость сети достигла 4,6 млн портов МЕ. К услугам ШПД по оптоволокну подключено 802 тыс. абонентов. Протяженность оптических линий связи МГТС в отчетном периоде до 35 тыс. километров, а количество абонентов, подключенных к сверхбыстрой оптической сети GPON, достигло 1008,1 тыс.

В 2015 году происходило внедрение использования технологии GPON в качестве транспорта для SmallCell, где это возможно. Проведено тестирование передовой технологии OpticalEthernet.

Развитие магистральных сетей

Особое внимание мы уделяем расширению магистральной инфраструктуры, так как наличие собственной магистральной сети позволяет МТС сокращать операционные издержки, что, в свою очередь, снижает стоимость услуг для конечных потребителей. Наличие собственных магистральных сетей также позволяет Компании обеспечить максимальный уровень резервирования, что ведет к росту надежности связи, особенно в части междугородных и международных звонков и обслуживания в роуминге.

В 2015 году построение транспортных сетей осуществлялось как для предоставления мобильных, так и фиксированных сервисов, что позволило сократить расходы на их развитие и эксплуатацию, исключить дублирование линий и узлов связи. Возникла возможность использовать освободившееся оборудование и улучшить качество сервисов за счет перераспределения ресурсов.

В отчетном периоде были разработаны стандарты и руководства пользователя по построению конвергентных транспортных сетей. Все транспортное оборудование подлежит закупке по единому тендеру, который определяет поставщика транспортного оборудования для нужд мобильной и фиксированной сети на базе сети MBH (mobile backhaul - распределительные транспортные сети).

В 2015 году был налажен процесс обмена ресурсами мобильных и фиксированных сетей связи. Выбрано единое программное обеспечение для учета линейно кабельных сооружений и мониторинга производительности (Performance Monitoring).

Окончание процесса объединения служб эксплуатации и развития транспортных сетей намечено на июль 2016 года.

8 сентября 2015 г. ПАО «МТС» завершило строительство собственной 100% резервируемой магистральной транспортной сети между Сибирью и Дальним Востоком. Совокупные инвестиции в проект составили 2,25 млрд руб.

Расширение ВОЛС

В 2015 году протяженность волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) Группы МТС в России превысила 162 тысячи километров, за год построено более 9 тысяч километров ВОЛС. Проведено тестирование в пилотном варианте технологии 400G в Екатеринбурге.

Дополнительная информация по телекоммуникационной инфраструктуре представлена в Годовом отчете за 2015 год в

Минкомсвязь намерена к 2024 году охватить сетью 5G все города России с населением от 300 тыс. жителей. При этом достичь данного показателя планируется за счет частных инвестиций российских и зарубежных инвесторов, рассказал министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров , выступая накануне в рамках Петербургского международного экономического форума на круглом столе, посвященном развитию сети пятого поколения.

«У нас есть прямо прописанный показатель, который регламентирует запуск в 2024 году сети 5G в том или ином виде во всех городах с населением от 300 тыс. жителей. Не нужно эту бюрократическую задачу воспринимать как безусловную цель, которую необходимо выполнить, невзирая на стоимость и другие барьеры. Мы, конечно же, опираемся на инвестиции самих операторов связи. Раньше сети связи строили в основном за счет частных инвестиций. Такая тенденция и будет продолжаться», – сказал министр.

Объясняя целесообразность цели, он заявил, что скоро проникновение сети четвертого поколения достигнет «миллионов устройств на квадратный километр» и ни одна из существующих сетей, кроме 5G, не справится с запросами будущего.

«В условиях, когда на квадратный километр у нас будут миллионы подключенных устройств – а к этому мы придем очень быстро, когда на эти устройства будут возлагаться многие и многие важные задачи, в том числе для жизни, здоровья и безопасности наших граждан, ни 4, ни 3, ни какое-либо другое G не справится с нагрузкой. Например, с беспилотным транспортом. И подобных сфер применения можно придумать очень много. Количество подключенных устройств будет геометрически возрастать», – пояснил министр.

Он подчеркнул, что роль государства в развитии сети нового поколения должна заключаться лишь в общем регулировании отрасли, подготовке кадров «и иногда в стимулированию исследований и разработок».

С 5G спешить не стоит

В свою очередь, гендиректор мобильного оператора Tele2 Сергей Эмдин заявил, что на пороге запуска сети нового поколения отрасль находится в сложных условиях и спешить с ее внедрением не стоит.

«И курс доллара не очень выгоден для нас, и рост отрасли практически прекратился. В принципе, мы сейчас не нуждаемся в том, чтобы сломя голову внедрять 5G. Это довольно сложная задача, особенно если будут накладываться дополнительные обязательства. Да, 5G – интересная история, но для того, чтобы она случилась массово и в ближайшие годы, нам как отрасли и государству нужно будет скоординировать усилия, обеспечить рентабельность», – отметил глава оператора «большой четверки».

Он также подчеркнул, что одна из важнейших технических проблем для внедрения – расчистка частот устаревших типов связи. «Если мы понимаем, что в спектре надо опуститься вниз, чтобы как минимум сократить издержки на развертывание сетей, то приемлемые частоты в 700–800 МГц на сегодня во многом заняты другими пользователями, которые не поддерживают перспективные технологии», – заявил он. Николай Никифоров обещал посодействовать в решении этого вопроса.

Гендиректор «Ростелелкома» Михаил Осеевский , в свою очередь, отметил, что пока для сети 5G нет установленных международных стандартов, и пользователи не готовы платить за новое поколение сети. «Расходы домохозяйств не растут. Наши люди не готовы массово тратить деньги на многие из тех сервисов, которые мы сегодня обсуждаем. Я пока не вижу пользователей, которые в состоянии заплатить за сеть нового поколения, но это не значит, что мы все вместе не должны этим заниматься. Да, пока нет даже стандартов, утвержденных международным союзом электросвязи. Есть лишь отдельные элементы, технологии», – сказал глава «Ростелекома».

Дороже только «пакет Яровой»

Другой претензией со стороны мобильных операторов стала стоимость реализации проекта. Так, гендиректор «МегаФона» Сергей Солдатенков заявил, что оператор не намерен обеспечивать ковровое покрытие сети 5G, поскольку у оператора связи есть более важные и затратные проблемы – «пакет Яровой».

«Вы спрашиваете, какие деньги нужны для развития 5G? Знаете, я пока занят расчетами, связанными с «законом Яровой». Потому что закон будет через год, а пятое поколение можно и отложить. Да, по нему много вопросов, но мы понимаем, что это нужно делать, без сомнений. Это безопасность людей», – заявил Солдатенков.

Он предложил, что если средств на реализацию норм «пакета Яровой» у мобильных операторов не хватает (по разным экспертным оценкам затраты на реализацию пакета законов составят около 4,5 трлн рублей, тогда как выручка мобильных операторов за 2016 год составила 1,6 трлн рублей), то необходимо «зашивать» в тариф некий «налог на безопасность» – от 1 до 3%. «Если мы пойдем по этому пути, то тогда у нас останутся средства для развития сетей пятого поколения. Технически мы все будем готовы. И все неясности вроде проблем с частотами пройдем», – пояснил свою позицию глава «МегаФона».

Однако Николай Никифоров, наоборот, считает, что «пакет Яровой» не должен стать тормозом в развитии нового поколения сети в России. «Никакой прямой связи нет. Наша задача состоит в том, чтобы сбалансировать цели закона, ради которых он принимался, с влиянием на отрасль. Работа идет, хотя это и непростой диалог. Он ведется с правоохранительными органами с целью выработки сбалансированной модели с точки зрения сроков, масштабов внедрения, состава данных и т.д. У нас 35 тыс. операторов связи, из них это зачастую маленькие компании в малых населенных пунктах, которые точно также попадают под действие всего законодательства и всего регулирования. Мы должны думать в том числе и о них», – пояснил министр связи.

Инфраструктурный оператор – нужно или нет?

При общей дороговизне проекта по проникновению 5G в малые города «Ростелеком» оценивает затраты примерно на 1 трлн рублей – спрос на нее в ближайшее время будет слабым. «Я вижу только один город в стране, который может в будущем приблизиться по структуре спроса к необходимости использования 5G. Это, конечно, Москва. Здесь нам важны среднедушевые доходы, готовность людей тратиться на улучшение качества жизни, готовность муниципалитета активно инвестировать и создавать новые технологии, в том числе для транспорта, ЖКХ, безопасности. Но это очень дорого», – сказал глава «Ростелекома».

Он предложил создать на базе мобильных операторов единый инфраструктурный оператор связи. «Нам важно прийти в некий момент к пониманию того, что такую инфраструктуру надо создавать вместе. И тема создания этого оператора мне кажется очень правильной. Думаю, подобное станет возможным уже через несколько лет», – предположил он.

С ним согласился и глава Tele2 Сергей Эмдин. По его мнению, создание такого оператора, единой инфраструктуры, финансово немного разгрузит компании. «Но 5G в любом случае будет дороже в реализации. Издержки бизнеса нужно будет компенсировать», – считает он.

На что гендиректор МТС Андрей Дубовсков заявил, что система «государства в государстве» не была и не будет эффективной. «Надо удешевлять, да. Но не надо для этого строить государство в государстве. Можно же договариваться! И потом: 5G потребует размещения базовых станций каждые 100 метров. Какого инфраструктурного оператора мы должны создать, чтобы повесить базы станции на стене дома? Инфраструктурный оператор – это кто? «Ростелеком», который является монополистом в регионах?» – возразил глава МТС.

Он напомнил, что операторы могут использовать сети друг друга для обеспечения связью своих абонентов, не создавая никакой надстройки. «Давайте абстрагироваться по поводу платформ. Половина сетей построена нами вместе с «Билайном», другая – с «Веоном». И мы также используем их сети, давно кооперируемся. Неважно, сколько платформ и как это называется», – подытожил Андрей Дубовсков.

5G (от англ. fifth generation - пятое поколение) - разрабатываемое пятое поколение сети мобильной связи. В опытных сетях скорость передачи данных доходит до 25 ГБит/с. Для сравнения: в сети четвертого поколения скорость передачи данных может доходить лишь до 1Гбит/сек.

Международный тренд по передаче башенных объектов специализированным инфраструктурным операторам подхватили российские сотовые компании. Подобные планы анонсировали «МегаФон» и «ВымпелКом», причем последний уже начал переговоры о продаже своих башен сторонним игрокам. Одним из вероятных инвесторов является петербургская компания «Линк Девелопмент» – один из крупнейших инфраструктурных операторов в СЗФО, чья сеть насчитывает 300 сооружений. В интервью «Эксперту Северо-Запад» генеральный директор компании «Линк Девелопмент» Алексей Кузнецов рассказал о том, почему башенная инфраструктура становится непрофильным активом для мобильных компаний, и поделился собственным опытом работы на этом специфическом рынке.

– Мобильные операторы говорят о продаже башенной инфраструктуры несколько лет. Почему они пошли на это только сейчас, если им это выгодно?

– Когда в 2008 году, создав компанию, мы начинали предлагать свои услуги операторам, у них это вызывало скорее негатив. Они говорили: «Зачем нам у кого-то арендовать инфраструктуру, если мы можем построить собственную?» Естественно, когда рынок рос, операторы могли позволить себе строить башни связи самостоятельно, не задумываясь об отдаче инвестиций. Сейчас же наступило время оптимизации затрат и активов операторов. Например, расчеты наших специалистов показывают, что при аренде антенно-мачтового сооружения (АМС) на горизонте десяти лет (при условной ежегодной инфляции в 7% и средневзвешенной стоимости капитала WACC – 20%) оператор получает экономию более чем в 2,6 млн рублей, что составляет 50% от стоимости владения АМС.

– То есть самостоятельно, без посредника, операторы не могут справиться с оптимизацией издержек?

– Их ключевой бизнес связан с радиопередачей, голосом, то есть тем, что за них никто другой не может сделать. А когда компании занимаются еще всякими побочными функциями, то жизнь показывает, что всегда получаются побочные результаты. Когда оператор строит для себя, он берет на себя 100% затрат и предпочитает использовать инфраструктуру самостоятельно. У нас показатель загрузки составляет 2,5 оператора на башню, то есть затраты разделены на 2,5 операторов. У сотовых операторов на башнях в среднем размещается 1,2 оператора.

Чтобы достичь такого высокого показателя загрузки, необходимо ставить эффективность эксплуатации башен во главу угла, в том числе уметь координировать работу операторов на одном объекте. Например, у нас внедрена система контроля удаленного доступа и мониторинга, которая позволяет управлять правами доступа к объектам, а также контролировать пропадание электропитания и температурный режим. Уникальная особенность системы заключается в том, что она реализована с помощью облачных технологий, то есть, по сути, мы объединили три сотни наших объектов в единую локальную сеть, и все объекты мониторятся и управляются с центрального сервера как обычные сетевые устройства. Это действительно важная технологическая особенность, так как система легко может масштабироваться до тысяч и десятков тысяч объектов.

В мире уже больше 2/3 башен принадлежит независимым инфраструктурным операторам. Мультипликатор стоимости у них в два-три раза выше, чем у сотовых операторов. Это связано с более низким уровнем риска в башенных компаниях, у которых в доходах долгосрочные договоры с очень надежными клиентами, а в активах металлоконструкция со сроком службы не менее 30 лет и земля в долгосрочной аренде или в собственности, то есть произойти ничего не может. Это даже надежнее недвижимости, потому что арендатор офиса может переехать в бизнес-центр в другом месте, а сотовые операторы технологически привязаны к конкретному месту.

– Есть ли у операторов еще потребность в инфраструктуре или они уже построили все, что хотели?

– Такая потребность у них, безусловно, есть. Во-первых, ведется новое строительство городов, появляются новые коттеджные поселки и жилые массивы, где нет покрытия. Во-вторых, рост трафика, основанный на возможностях сетей 4G и в перспективе 5G, создает спрос на уплотнение сети. Глобально инфраструктурные операторы ожидают роста в количественном выражении еще в два-три раза. Однако качественно это будет иной рост. Эпоха больших башен высотой 50 м и более закончилась. Новые потребности рынка будут связаны с компактными решениями, обслуживающими хот-споты, такими, как умные столбы, БТС-отели и прочие решения из серии микросот. Так что спрос на наши услуги, мы видим, в ближайшие годы точно сохранится.

– Сохранились ли у компании планы выхода на московский рынок?

– Да, мы по-прежнему рассчитываем построить в Москве и Московской области 500 башен в течение пяти лет. В Москве мы сейчас проводим тендер по выбору подрядчика, который будет строить умные столбы, а в Московской области занимаемся получением прав на землю. Думаю, что в 2016 году начнем строительство.

– Что, на ваш взгляд, станет с рынком после продажи башен одним из сотовых операторов?

– Думаю, тот уровень активности, который уже возник, закончится серьезными изменениями на рынке. Во-первых, после сделки появится ориентир рыночной цены. Будет понятно, что все, что ниже этой планки, выгодно, все что выше – дорого.

Во-вторых, на отрасли появление большой компании все равно скажется положительно. Пример Индии и Китая, где все операторы консолидировали свою инфраструктуру, показывает, что, несмотря на таких монстров, на рынке есть и другие большие игроки, занимающие существенную долю рынка.

Санкт-Петербург

. «Подмосковье сегодня»

В Подмосковье в ближайшее время в сети интернет появится «Единая жалобная книга», и от того, как будут реагировать главы муниципальных образований на заявления жителей, будет зависеть их рейтинг. А на отдельном ресурсе можно будет пожаловаться на низкое качество связи, и эти обращения также не останутся без внимания. Подробности – в интервью Максута Шадаева , министра государственного управления, информационных технологий и связи Московской области.

Связь технологий и управления

– Максут Игоревич, расскажите, пожалуйста, об основных задачах министерства, которым вы руководите. Наверное, объединений функций государственного управления, информационных технологий и связи не случайно в наш высокотехнологичный век?

– Главная цель внедрения современных информационных технологий – упростить и облегчить доступ к государственным услугам. Использование новых технологий является главным фактором оптимизации всей системы государственного управления и повышения ее эффективности.

Кроме этого, наше министерство занято развитием инфраструктуры всех видов связи в Подмосковье. Операторы связи зачастую готовы вкладывать значительные средства в развитие инфраструктуры, но не могут этого сделать в силу инерционности власти на местах и большого количества административных барьеров. В то время как развитие инфраструктуры порождает конкуренцию и, следовательно, влечет за собой снижение расценок.

К сожалению, часто в Подмосковье у жителей многоквартирных домов выбор ограничен лишь одним оператором. В таких условиях не приходится говорить о гибкости ценовой политики. Но подобные ситуации можно «расшить» за счет создания упрощенных условий доступа операторов на рынок.

– Часто жители все же отдают предпочтение стационарной, а не мобильной связи с интернетом, считая последнюю чересчур дорогой. Как обстоят дела с развитием этого направления?

– Это тоже связано с перекосами в инфраструктуре. В Московской области при подключении многоквартирных домов превалирует пока кабельное соединение. Столица в большей степени уже покрыта сетью с передачей данных по стандарту LTE. Там высокая концентрация населения, большая конкуренция и операторы ставят новые базовые станции именно такого стандарта. Чтобы гарантировать стандарт LTE, базовую станцию оператора надо подключать оптоволоконным соединением, что в Подмосковье сделать значительно сложнее и дороже, чем в столице. Более того, в области остаются «мертвые зоны», где плотность базовых станций недостаточна и мобильная связь вообще недоступна для населения. Часто это связано со сложным процессом получения разрешения на выделение земельных участков для установки базовых станций.

В области будет инфраструктурный оператор

– Что же реально можно сделать, чтобы оператор оптимизировал ценовую политику?

– Цена падает тогда, когда рынок насыщен предложениями и идет жесткая конкурентная борьба компаний-операторов за абонента. О какой же конкуренции может идти речь, если, скажем, в доме действует лишь один оператор, и жители, естественно, платят больше?

Самая главная инициатива в этой области – введение обязательного требования об обязательном подключении строящихся многоквартирных домов не менее чем к двум независимым провайдерам услуг доступа в интернет. Застройщик просто не сможет сдать дом без выполнения этого требования.

Сейчас в правительстве области обсуждается проект по созданию в Подмосковье большого инфраструктурного оператора. Это будет компания, которая консолидирует управление инфраструктурой доступа операторов связи к конечным абонентам. Она облегчит доступ к пользователям за счет того, что возьмет на себя функции взаимодействия с муниципалитетами, получение разрешений на установку базовых станций и антенно-мачтовых сооружений, а также на прокладку линий в жилые дома. Задача этого инфраструктурного посредника дать операторам связи единый понятный и прозрачный тариф на оказание услуг. Вот тут-то и возникнет элемент конкуренции за абонента.

Очень важно, что инфраструктурный оператор будет находиться в собственности правительства Московской области. Он не будет самостоятельно оказывать услуги связи. У него, скорее, социальная миссия – предоставлять абоненту возможность выбирать, у какого оператора связи покупать услугу.

– Максут Игоревич, каковы реальные сроки создания такого инфраструктурного посредника и подготовки всей нормативной базы для его деятельности?

– Мы рассчитываем, что эта компания начнет работать уже в конце 2014 года. Мы уже собрали предварительные заявки от операторов, где они намереваются ставить новые базовые станции, в каких населенных пунктах, есть интерес к подключению домов, и начали работу с соответствующими муниципалитетами. Летом планируется запустить специальный сайт, где любой житель Подмосковья сможет оставить отзыв о том, где плохо работает связь. На тетерритории, на которые будет больше всего жалоб, операторам связи будет предложено обратить повышенное внимание. Правительство области, помогая операторам с подключением новых объектов в желаемых районах, будет просить их взять на себя социальные обременения, например, предоставлять значительные скидки на подключение бюджетных учреждений (школ, больниц, муниципальных предприятий).

Кардинальная смена мышления

– Одно из важных направлений деятельности вашего министерства – обеспечение функционирования «электронного правительства». По вашему мнению, на какой стадии сейчас находится этот процесс?

– В этом направлении мы пока делаем первые шаги. Дело в том, что в Подмосковье высок процент населения старшего возраста, не обладающего нужной степенью компьютерной грамотности. Поэтому мы идем двумя путями. Для тех, кто с компьютером «на ты», мы переносим все общение в интернет, сведя к минимуму очное общение с чиновниками. А для старшего поколения создается разветвленная сеть многофункциональных центров, персонал которых обеспечит максимально комфортное общение с оператором при минимальном времени ожидания в очереди.

Сейчас открытие многофункциональных центров для нас – один из ключевых приоритетов. Сеть МФЦ в Московской области наравне с введением в муниципалитетах электронного документооборота – важнейшие составляющие того, что именуют «электронным правительством». Такие центры – совместный проект правительства области и муниципалитетов, и приблизительно 70% работы здесь зависит от желания и ответственности власти на местах. Ведь это изменение системы работы, которая складывалась десятилетиями, всех процессов оказания услуг, что невозможно без перестройки мышления.

– С введением «электронного документооборота» система изменится кардинальным образом?

– Конечно! И мышление чиновника тоже. Ведь будут принципиально другие сроки рассмотрения документов. Когда местная власть осознает преимущества общения в электронном виде, то и общение по вертикали она начинает отстраивает аналогичным образом. А общение с жителями планируется налаживать и в системе on-line, и используя традиционные формы.

Единая жалобная книга

– Вероятно, количество обращений увеличивается? Как же с ними справляться?

— Уже происходит опытная эксплуатация колл-центра правительства Московской области, куда любой гражданин может позвонить и рассказать о своей проблеме. Пока колл-центр работает по жалобам в Госжилинспекцию, так как самое большое количество жалоб связано с деятельностью управляющих компаний и состоянием ЖКХ.

Летом этого года намечен запуск сайта, предварительное название которого «Единая жалобная книга». На нем любой житель Подмосковья сможет пожаловаться абсолютно на что угодно, начиная от проблем благоустройства своего двора, проблем в подъезде и заканчивая работой муниципальных учреждений и чиновников. Все обращения будут сводиться в единую базу. Губернатор принял решение: по всем жалобам, поступившим через колл-центр и «Единую жалобную книгу», будут установлены четкие сроки устранения проблем — не больше 3 дней.

Сейчас приходящая жалоба в итоге возвращается на тот же уровень, на который жалуются. Эффективность работы по проблеме при этом довольно низкая. Чтобы избежать такой ситуации, предусмотрено два пути. Первый: на новом портале любую жалобу ее автор сможет сделать публичной. Другие пользователи смогут ее поддержать, проголосовав за нее. Чем больше голосов набирает жалоба, тем выше будет уровень, на котором ее возьмут на контроль. Естественно, будет предусмотрен серьезный механизм авторизации и защиты от «накруток». Второй путь: гражданин, получив ответ на свою жалобу, сможет оценить этот ответ, отвергая заведомые «отписки». Если он недоволен ответом, то жалоба автоматически поступает на более высокий уровень контроля. Если же проблему обещают устранить через какой-то срок, то такое обязательство система автоматически также ставит на контроль. Система сама напомнит автору жалобы, когда он должен будет оценить конечный результат.

– По итогам работы будущего портала предусматривается какой-либо рейтинг муниципалитетов?

– Естественно. И он будет тесно увязан с рейтингом глав муниципальных образований, который разрабатывается в правительстве Московской области. Он будет состоять из трех компонентов: статистических показателей социально-экономического развития района, данных социологического опроса и как раз рейтинга рассмотрения жалоб и устранения проблем, удовлетворенности жителей качеством обратной связи от органов власти. Публичные рейтинги в различных сферах деятельности местных властей и муниципальных учреждений – очень эффективное средство мотивации чиновника и отладки системы управления. Рейтинг не дает чиновнику забыть, что он, по сути, слуга народа. Ведь низкое место в рейтинге – серьезный повод задуматься для чиновника, отвечающего за соответствующее направление деятельности. А обратная связь с жителями Подмосковья – это фундамент, на котором стоит вся наша работа. На каждом из сайтов, которые правительство области планирует запустить, будет раздел, где можно будет пожаловаться на работу самих сайтов и наличие информации на них. И мы получим прямой отклик от населения.

– Здесь опять встает вопрос владения населения интернетом. Почему бы не включить жалобы на работу колл-центра и «Единой жалобной книги» в перечень услуг, оказываемых МФЦ?

– Кстати, идея хорошая! Может быть, мы так и поступим. Посредством специальных инфоматов или через операторов МФЦ житель сможет оценить работу наших порталов. У операторов нет конфликта интересов, более того, если их обязать принимать жалобы, то они смогут помочь целенаправленно переадресовать эти обращения. Возможно также, что, кроме портала жалоб, мы станем работать с районными общественными палатами после их переформатирования. Ряд проблем, на которые жалуются эти люди, можно решить через эти органы.

Статистика:

В настоящее время в Подмосковье открыто 37 МФЦ муниципальных образований. К концу 2015 года планируется открыть еще 56, из них 32 МФЦ — в 2014 году. Сейчас на базе МФЦ организовано предоставление 96 видов государственных и муниципальных услуг, из них: 15 видов федеральных услуг; 39 — региональных услуг; 42 вида муниципальных услуг.





Copyright © 2023 Базовые компьютерные навыки.